Замена моторного масла  — важнейшая составляющая планового технического обслуживания. Многие автолюбители вообще считают, что эта процедура не только необходимая, но зачастую и достаточная операция из всего комплекса мероприятий по ТО, хотя это, безусловно, не так.

Каждый производитель назначает определенную периодичность замены моторного масла. Как правило, рекомендованный интервал составляет 10-15 тыс. км пробега. Чем определяются эти величины? В большинстве своем, именно к такому пробегу эксплуатационные свойства моторных масел различных брендов снижаются до уровня минимально допустимых. 

Требования, предъявляемые к моторному маслу достаточно разнообразны, оно должно:

  1. иметь вязкость, обеспечивающую надёжную смазку двигателя при всех рабочих температурах с наименьшими потерями на трение;
  2. обладать низкотемпературными свойствами для облегчения пуска двигателя в зимнее время;
  3. иметь хорошие моющие и диспергирующие свойства для необходимой чистоты цилиндро-поршневой группы и других деталей;
  4. обладать высокими противоокислительными свойствами для торможения процессов окисления масла в двигателе и уменьшения накопления продуктов окисления в масле, составляющих основу для нагара и отложений;
  5. защищать от коррозии подшипники из цветных металлов и от ржавления остальные детали;
  6. уменьшать износ деталей;
  7. препятствовать прорыву газов из камеры сгорания в картер путём заполнения зазоров между поршневыми кольцами и зеркалом цилиндра. При пуске это улучшает компрессию, при работе уменьшает попадание продуктов сгорания;
  8. не содержать токсичных компонентов.

Во время работы двигателя масло испытывает на себе воздействие высоких температур, в сочетании с продуктами износа двигателя и неполного сгорания топлива. Все эти факторы приводят к так называемому старению моторного масла.

К сожалению, немногие автолюбители внимательно читают руководство по эксплуатации. Современные автопроизводители используют в технической документации термин «Тяжелые условия эксплуатации», при которых интервал замены моторного масла сокращается вдвое.

Дело в том, что условия эксплуатации а/м в городах с населением более 1 млн чел сопряжены с частыми и масштабными «пробками» на дорогах. В этом случае уместно говорить не о пробеге а/м а о наработке двигателя в моточасах. Масло в двигателе работает, все процессы, приводящие к старению масла происходят, а а/м не двигается. Несколько лет подобной эксплуатации – и происходят очень дорогостоящие поломки двигателя, связанные с критическим износом кривошипно-шатунного механизма и деталей цилиндро-поршневой группы.  К слову сказать, в двигателях, работающих в стационарных условиях (судовые двигатели, дизель-генераторы), не только замена масла, но и  прочие регламентные работы «привязаны» к наработке в моточасах.

При кажущейся простоте, замена масла должна производиться в условиях сервисной станции квалифицированным автослесарем. Вот несколько возможных проблем, с которыми можно столкнуться, берясь за эту операцию самостоятельно:

  1. Наличие автоподъемника. Для доступа к масляному поддону можно, конечно, использовать смотровую яму, но не у всех есть такая возможность. Есть, также, вариант прибегнуть к откачке моторного масла через направляющую трубку масляного щупа. Однако, при данном способе в двигателе остается большое количество старого масла, максимально очистить двигатель от которого можно только сливая масло через сливное отверстие. Так что наиболее удобный и комфортный способ проводить эту операцию с помощью автоподъемника.
  2. Применение качественного инструмента. Конечно, практически у каждого автолюбителя есть наборы ключей, головок и т.п. Но некоторые автопроизводители используют специальные профили сливных пробок, отвернуть которые без качественного специнструмента очень сложно. Бывает, что подобные попытки оканчиваются поломкой пробки. Да и с пробками обычного, шестигранного профиля могут возникнуть досадные неудачи в виде сорванных граней, поврежденной резьбы или образования трещины в сливном отверстии при несоблюдении момента затяжки пробки.
  3. Демонтаж/монтаж масляного фильтра. При работе с масляным фильтром рекомендуется использовать специальные съемники, наборы которых всегда имеются в сервисном центре. Использование же универсальных приспособлений может привести к повреждению масляного фильтра.
  4. Применение качественных и оригинальных расходных материалов. Даже покупая масло и масляный фильтр у проверенного продавца нельзя полностью исключить вероятность контрафакта. Последствия от применения некачественных расходных материалов могут быть несопоставимы по стоимости с разницей между ценой в сервисном центре и интернет-магазине. Кроме того, сервисный центр всегда несет ответственность как за выполненную работу, так и за использованные материалы.

Таким образом, для долгой и надежной работы двигателя Вашего а/м, мы рекомендуем не пренебрегать промежуточной заменой масла в интервале между регламентным ТО и проводить эту замену в дилерском сервисном центре с использованием оригинальных расходных материалов.